ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ИГОРЯ ПЧЕЛЬНИКОВА «РАБОТЫ РАЗНЫХ ЛЕТ: ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ» (г. МОСКВА)
14 мая в 18 ч. в большом зале Союза художников открывается персональная выставка народного художника РФ Игоря Пчельникова «Работы разных лет (г. Москва).
Народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Игорь Пчельников (род. 1931) — один из крупнейших современных мастеров живописи и монументального искусства. В 1956 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Одна из первых работ И. Пчельникова — росписи, рельефы, мозаики во Дворце пионеров на Ленинских горах, которые он выполнил в составе творческой группы художников — «шестидесятников»: Е. Аблиным, Г. Дервизом, И. Лавровой, А. Губаревым. В 1970-1980-е годы выполнил такие значительные работы как цветные рельефы в Посольстве СССР во Франции и в интерьерах санатория «Южный Форос» в Крыму, объемно-пространственную композицию в ресторане гостиницы «Москва» (в соавторстве с И.Лавровой) и др. Изобретательная фантазия, элементы игры, свобода творческой мысли, раскованность и красота преображали интерьеры общественных зданий, которые становились волшебными и неузнаваемыми. Одна из последних работ И. Пчельникова в монументальном искусстве — фонтан на площади у Рижского вокзала в Москве (в соавторстве с М.Красильниковой), 2007 г., а также художественное оформление концертно- зрелищного Центра в г. Ярославле, 2010 г.
В станковом творчестве художник поражает глубиной и силой создаваемых образов, искренностью, обостренным чувством цвета и пространства. Значительной становится для И. Пчельникова евангельская тема. Картины «Несение креста», «Снятие с креста», «Лестница», «Моисей», исполненные драматизма и трепетного сопереживания, передают накал страстей современного мира, художник трактует их в философском контексте, видит в них возможность поднять темы человеческого бытия, переживает значительные или только ему заметные события, «дающие толчки для пластических рассуждений», в которых он выходит за рамки сугубо личных взаимоотношений с действительностью, и его работы обретают метафорическое звучание… Напряженный нерв живописно-пластических и пространственных взаимодействий, конфликт противоположных начал задевает зрителя за живое. «Меня привлекают, прежде всего, идущие от холста пластические импульсы — излучение вовне. Поэтому важно, чтобы выступы рельефа в совокупности с изобразительными элементами образовывали единое пространство, где все детали композиции подчинены друг другу. Наверное, это связано с моими прежними занятиями монументальным искусством, а оно как раз и построено на трёхмерном отображении. Большой объём формирует вокруг себя пространство, — говорит художник». Большое место в творчестве Пчельникова в последние годы занимают пространственные композиции – деревянные конструкции, включенные в общую игру формы и цвета.
«Мне интересна именно пластическая борьба геометрии с органикой: на холсте ли, в объёме… Попытка пластическими средствами выразить напряжённость жизни, её трагизм или обыденность – так бы я мог охарактеризовать суть своих творческих исканий, - утверждает художник.
Виталий Волович, который давно знает И. Пчельникова, так отзывается о творчестве своего друга: «В творчестве каждого крупного художника есть некое внутреннее противостояние. Внешней среде. Обстоятельствам. Себе самому, наконец. Это придает творчеству характер постоянного конфликта, порой драматического. Он не всегда осознается самим художником и по-разному выражается в разные периоды творчества. Игорь Пчельников — художник давно и прочно утвердившийся. Кажется, полностью выразивший себя. Много лет работая вместе с И. Лавровой, они сформировали свое понимание архитектурной среды как композиционного пространства. Они артистически преображали эту среду. 1990 год. Начинается новый период в творчестве Игоря Пчельникова. Возникает резкий перелом мироощущения, образов, стиля. Разрыв с собственной устоявшейся манерой. Архитектура сменяется живописью. Стена — холстом. Логика - стихией. Он проживает свою жизнь заново. Отталкивает прошлое ранее неизведанного. Выявляет в себе новые силы и возможности. Осознает и формулирует их. Он обращается к «вечным» сюжетам: «Снятие с креста», «Моление о чаше», «Бичевание» … Его холсты наполняются новыми образами. Не традиционными. Своими. Авторскими. Принципы монументальной живописи, в определенной степени подчиняющие себе индивидуальность, сменяются глубоко личным переживанием. Интенсивностью и даже неистовством нового художественного языка. Художник обращается к интонациям маньеристской живописи, беря от нее мощное красочное звучание, динамику формы, стремительность движения… Ее внешние элементы он претворяет в глубоко драматические образы. Сохраняя зрелищность маньеризма, он наполняет их ощущением внутренней борьбы, почти непосильного напряжения. Бурная живопись, динамичная и мощная, сделанная как будто в порыве неистового волнения, оказывается вполне и абсолютно законченной. Завершенной по силе и полноте высказывания. По ощущению страсти, отданной до абсолютного опустошения. Эти работы — вступление в новый творческий период. Результат серьезной внутренней работы, интенсивных размышлений. Было бы интересно понять эти глубоко личные процессы, так изменившие его творчество. Что на самом деле происходит в душе художника, какую цену он платит, что испытывает?.. Что мы знаем об этом? Но творчество и есть повод для предположений, интерпретаций и догадок…»
Выставка И. Пчельникова «Работы разных лет: живопись, графика, пространственные композиции» продлится до 14 июня.